Язык UML. Руководство пользователя




Жизненный цикл объекта


Автоматы чаще всего применяются для моделирования жизненного цикла объекта (см. главу 13), особенно если это экземпляр класса (см. главы 4 и 9), прецедент (см. главу 16) или система (см. главу 31) в целом. В то время как взаимодействия (см. главу 15) моделируют поведение сообщества объектов, работающих совместно, автоматы предназначены для моделирования поведения единичного объекта на протяжении времени его жизни. Примерами могут служить интерфейсы, контроллеры и устройства.

При моделировании жизненного цикла объекта особое внимание уделяется специфицированию следующих элементов: событий, на которые объект должен реагировать, реакций на такие события, а также влияния прошлого на поведение в текущий момент. Кроме того, необходимо решить, в каком порядке объект будет осмысленно реагировать на события, начиная с момента его создания и вплоть до уничтожения.

Моделирование жизненного цикла объекта осуществляется следующим образом:

  • Выберите контекст для автомата, будь то класс, прецедент или система в це лом. При этом:

    • если контекстом является класс или прецедент, идентифицируйте соседние классы, включая предков, а также все классы, доступные из данного с помощью зависимостей или ассоциаций (такие соседи - кандидаты на роль целей для действий или на включение в сторожевые условия);
    • если контекстом является система в целом, то следует сосредоточиться на какой-либо одной стороне ее поведения (теоретически каждый объект в системе может принимать участие в модели ее жизненного цикла, но за исключением простейших случаев такую полную модель практически невозможно воспринять).

  • Установите для объекта начальное и конечное состояния. Если предполагается его использование в остальной части модели, возможно, стоит сформулировать пред- и постусловия (см. главу 10) для начального и конечного состояний.
  • Решите, на какие события объект может реагировать. Если интерфейсы (см. главу 11) объекта уже специфицированы, то в них и содержится описание таких событий; в противном случае необходимо рассмотреть, какие объекты могут взаимодействовать с объектом в данном контексте и какие события они могут посылать.
  • Изобразите все состояния верхнего уровня, от начального до конечного, в которых может находиться объект.


    Содержание  Назад  Вперед