Язык UML. Руководство пользователя




Введение


Моделирование системы предполагает идентификацию сущностей, важных стой или иной точки зрения. Эти сущности составляют словарь моделируемой системы. Например, если вы строите дом, то для вас как домовладельца будут иметь значение стены, двери, окна, встроенные шкафы и освещение. Каждая из названных сущностей отличается от других и характеризуется собственным набором свойств. У стен есть высота и ширина, они твердые и сплошные. У дверей также есть высота и ширина, они тоже сплошные, но, кроме того, снабжены особым механизмом, позволяющим им открываться в одну сторону. Окна похожи на двери, поскольку представляют собой проемы в стенах, но в остальном свойства указанных сущностей различаются. Окна обычно (хотя и не всегда) проектируют так, чтобы через них можно было смотреть, но не проходить.

Стены, двери и окна редко существуют сами по себе, поэтому необходимо решить, как они будут стыковаться друг с другом. Какие сущности вы выберете и какие отношения между ними решите установить, очевидно, определяется в зависимости от того, как вы собираетесь использовать комнаты в доме, как будете перемещаться между ними, а также от общего стиля и обстановки, которые входят в ваш замысел.

Строителей, обслуживающий персонал и жильцов интересуют разные вещи. Водопроводчики обратят внимание на трубы, краны и вентиляционные отверстия. Вас как домовладельца это особенно не касается, если не считать случаев, когда указанные элементы пересекаются с теми, которые попадают в ваше поле зрения, - вас волнует, например, где труба вмонтирована в пол и в каком месте крыши открывается вентиляция

В языке UML все сущности подобного рода моделируются как классы. Класс - это абстракция сущностей, являющихся частью вашего словаря. Класс представляет не индивидуальный объект, а целую их совокупность (см. главу 13). Так, умозрительно вы можете считать, что "стена" - это класс объектов с некоторыми общими свойствами, такими как высота, длина, толщина, несущая это стена или нет, и т.д. При этом конкретные стены будут рассматриваться как отдельные экземпляры класса "стена", одним из которых является, например, "стена в юго-западной части моего кабинета".

Многие языки программирования непосредственно поддерживают концепцию классов. И это замечательно, поскольку в таком случае создаваемые вами абстракции могут быть непосредственно отображены в конструкциях языка программирования, даже если речь идет об абстракциях непрограммных сущностей типа "покупатель", "торговля" или "разговор".

Графическое изображение класса в UML показано на рис. 4.1. Такое обозначение позволяет визуализировать абстракцию независимо от конкретного языка программирования и подчеркнуть ее наиболее важные характеристики: имя, атрибуты и операции.


Рис. 4.1 Классы




Содержание  Назад  Вперед