Язык UML. Руководство пользователя

       

Классификаторы


В процессе моделирования вы сталкиваетесь с абстракциями сущностей, принадлежащих реальному миру, и сущностей, введенных вами для решения задачи (см. главу 4). Например, при создании системы заказов, работающей через сеть Internet, вам, скорее всего, придется включить в проект класс Клиент (описывающий заказчика) и класс Транзакция (артефакт реализации, соответствующий атомарному действию). В детализированной системе, вероятно, будет еще компонент Цены, экземпляры которого размещаются на всех клиентских узлах. Каждая из перечисленных абстракций фигурирует в модели вместе со своими конкретными экземплярами, поэтому разделение логики и экземпляров сущностей является важной частью моделирования. (Дихотомия "класс/объект" обсуждается в главе 2.)

Некоторые сущности в UML не имеют экземпляров (см. главу 13). К их числу относятся, например, пакеты (см. главу 12) и отношения обобщения (см. главы 5 и 10). В общем смысле те элементы моделирования, которые могут иметь экземпляры, называются классификаторами (ассоциации, рассматриваемые в главах 5 и 10, и сообщения, обсуждаемые в главе 15, также могут иметь экземпляры, но они отличаются от экземпляров классов). Еще важнее то, что классификаторы характеризуются структурными (в форме атрибутов) и поведенческими (в форме операций) свойствами. Все экземпляры одного классификатора обладают общим рядом свойств.

Самым важным видом классификатора в UML является класс. Классом называется описание совокупности объектов с общими атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. Однако помимо классов существуют и другие классификаторы:

  • интерфейс - набор операций, используемых для того, чтобы специфицировать услуги, предоставляемые классом или компонентом (см. главу 11);
  • тип данных - тип, значения которого не индивидуализированы; сюда входят примитивные встроенные типы, такие как числа и строки, а также перечислимые типы, например Boolean (см. главу 4);
  • сигнал - спецификация асинхронного стимула, используемого для связи между экземплярами (см.
    главу 20);
  • компонент - физическая замещаемая часть системы, соответствующая спецификации набора интерфейсов и обеспечивающая их реализацию (см. главу 25);
  • узел - физический элемент, который существует во время выполнения приложения и представляет собой вычислительный ресурс; обычно он обладает, как минимум, некоторой памятью, а иногда и способностью к обработке данных (см. главу 26);
  • прецедент, или вариант использования, - описание совокупности последовательностей действий (в том числе вариантных), выполняемых системой, которые вызывают наблюдаемое изменение, представляющее интерес для конкретного актера (см. главу 16);
  • подсистема - совокупность элементов, из которых отдельные составляют спецификацию поведения других элементов (см. главу 31).

    Почти каждый из перечисленных видов классификаторов обладает как структурными, так и поведенческими свойствами (исключением являются интерфейсы -они могут не иметь атрибутов). Используя любой из них в модели, вы можете применять все описанные в этой главе свойства, обеспечивая такой уровень детализации, который необходим для адекватного описания сути вашей абстракции.

    Графические изображения классификаторов представлены на рис. 9.2.


    Рис. 9.2 Классификаторы

    Примечание: Придерживаясь минималистского подхода, можно было бы использовать одну и ту же пиктограмму для всех классификаторов. Однако это неразумно, поскольку, например, классы и компоненты являются принципиально разными абстракциями (первый - логической, а второй - физической), и на этом основании стоит отвести для них несходные графические образы. С другой стороны, бросаться в противоположную крайность - использовать различные пиктограммы для каждого типа классификаторов - также нe имeem смысла, поскольку, например, классы и типы данных не слишком различаются между собой. В языке UML найден компромисс: существенно различающиеся классификаторы имеют собственные пиктограммы, а остальные выделяются специальными ключевыми словами (такими, как type, signal или subsystem).


    Содержание раздела