Язык UML. Руководство пользователя

       

Исполняемые программы и библиотеки


Чаще всего компоненты UML используются для моделирования компонентов развертывания, составляющих реализацию системы. При развертывании тривиальной системы, состоящей ровно из одного исполняемого файла, моделировать компоненты необязательно. Если же система состоит из нескольких компонентов и ассоциированных с ними объектных библиотек, то моделирование компонентов поможет при визуализации, специфицировании, конструировании и документировании решений, принятых относительно физической системы. Моделирование компонентов приобретает еще большее значение, если вы предполагаете заниматься контролем версий и управлением конфигурацией различных частей системы по мере ее развития.

В большинстве случаев компоненты развертывания определяются решениями, принятыми относительно сегментирования физической реализации системы. На эти решения оказывает влияние ряд технических факторов (например, выбор компонентных средств, имеющихся в операционной системе), вопросы управления конфигурацией (скажем, какие части системы могут изменяться с течением времени) и повторного использования (какие компоненты можно будет использовать в других системах или, наоборот, позаимствовать из них). Имеет значение также топология используемой системы (см. главу 26).

Моделирование исполняемых программ и библиотек осуществляется следующим образом:

  • Решите, на какие части будет разбита физическая система. Принимайте во внимание технические факторы, а также соображения относительно управ ления конфигурацией и повторного использования.
  • Смоделируйте исполняемые программы и библиотеки как компоненты, пользуясь подходящими стандартными элементами. Если для вашей реа лизации требуются новые виды компонентов, введите соответствующие новые стереотипы.
  • Если для вас важно управлять стыковочными узлами системы, смоделируй те важнейшие интерфейсы, которые одни компоненты должны реализовы вать, а другие - использовать.
  • В той мере, в какой это необходимо для изложения ваших намерений, смо делируйте отношения между исполняемыми программами, библиотеками и интерфейсами.
    Чаще всего вам будет нужно моделировать зависимости между этими частями системы, чтобы визуализировать влияние возмож ных изменений.

    Например, на рис. 25.5 показан набор компонентов, входящий в состав инструментальной программы, работающей на одном персональном компьютере. Мы видим одну исполняемую программу (animator. exe с помеченным значением, обозначающим номер версии) и четыре библиотеки (dlog.dll, wrfrme.dll, render.dll и raytrce.dll). Для изображения компонентов использованы стандартные элементы (см. "Приложение В") для исполняемых программ и библиотек. На диаграмме представлены также зависимости между компонентами.


    Рис. 25.5 Моделирование исполняемых программ и библиотек

    Примечание: Непосредственный показ зависимости между двумя компонентами - это на самом деле свернутая форма представления реальных отношений между ними. Компонент редко зависит от другого компонента напрямую; чаще он импортирует один или несколько интерфейсов, экспортируемых вторым компонентом. Можно было бы, к примеру, изменить представленную на рис. 25.5 диаграмму, явно указав интерфейсы, которые реализует (экспортирует) render.dll и использует (импортирует) animator.exe. Но для простоты эти детали можно скрыть, показав лишь, что существует зависимость между компонентами.

    По мере разрастания модели вы обнаружите, что многие компоненты объединяются в концептуально и семантически связанные группы. В UML для моделирования таких групп можно использовать пакеты (см. главу 12).

    Для больших систем, которые устанавливаются на несколько компьютеров, вам, вероятно, придется моделировать способ распределения компонентов, назначая каждому из них узел, на котором он будет находиться (моделирование развертывания системы обсуждается в главе 26).


    Содержание раздела