Язык UML. Руководство пользователя

       

Исходный код


Чаще всего компоненты используются для моделирования физических частей, составляющих реализацию. Сюда же относится моделирование вспомогательных элементов развернутой системы: таблиц, файлов, документов и API. Другое назначение компонентов - моделирование конфигурации всех файлов, содержащих исходный код, из которых с помощью средств разработки были созданы исполняемые части. Это компоненты, являющиеся рабочими продуктами процесса разработки.

Графическое моделирование исходного кода особенно полезно для визуализации зависимостей между различными файлами при компиляции, а также для управления разбиением файлов на относительно независимые группы и последующим их объединением в ходе ветвления процесса разработки. Таким образом, компоненты UML можно использовать в качестве графического интерфейса к средствам контроля версий и управления конфигурацией.

Для большинства систем состав файлов с исходным кодом диктуется требуемыми средой разработки решениями, которые вы приняли относительно структурирования файлов. В этих файлах хранятся детали реализации классов, интерфейсов, коопераций и других логических элементов, которые впоследствии преобразуются в физические двоичные компоненты с помощью средств разработки. Как правило, средства разработки определяют способ организации исходного кода (например, для каждого класса обычно используется один или два файла), но необходимость в визуализации отношений между файлами все равно остается. Методы группировки файлов в пакеты и методы управления версиями диктуются решениями о стратегии внесения изменений в систему.

Моделирование исходного кода осуществляется следующим образом:

  • В зависимости от того, какие ограничения накладывают средства разработ ки, смоделируйте файлы, в которых будут храниться все логические элемен ты, а также зависимости между ними при компиляции.
  • Если нужно привязать модели к средствам контроля версий и управления конфигурацией, включите для каждого управляемого файла помеченные зна чения, такие как номер версии, имя автора и информацию о выборке и воз врате файла в депозитарий.
  • По мере возможности оставляйте управление отношениями между файлами инструментам разработки, используя UML только для визуализации и доку ментирования отношений.


    Например, на рис. 25. 8 показаны некоторые исходные файлы, из которых строится библиотека render.dll. Вы видите четыре заголовочных файла (render.h, rengine.h, poly.h и colortab.h), представляющих спецификации некоторых классов, а также файл render. cpp, представляющий собой реализацию одного из этих классов.


    Рис. 25.8 Моделирование исходного кода

    По мере увеличения размера модели вы обнаружите, что многие файлы с исходными текстами объединяются в концептуально и семантически связанные группы. Скорее всего, система разработки поместит эти группы файлов в отдельные каталоги. В UML для моделирования таких групп можно использовать пакеты (см. главу 12).

    UML позволяет визуализировать отношение между классом и соответствующим исходным файлом, а также отношение между исходным файлом и исполняемой программой или библиотекой. Для этого используются отношения трассировки (см. главы 5 и 10). Однако такие детали требуется прорабатывать сравнительно редко.


    Содержание раздела